Российский речной флот имеет богатую историю. Речной транспорт на Руси использовался издревле. Реки и озера играли важнейшую роль в первую очередь для перевозки грузов.
Валдайская возвышенность дала начало сильным полноводным рекам: Волга, Днепр (главный водный путь Киевской Руми), Западная Двина. По Неве, Волхову, Ловати, Десне и Днепру можно было проплыть от Балтийского к Черному морю. Ока и Верхняя Волга служили транспортными водными путями в княжествах Владимирском, Суздальском, Рязанском.
После того, как государство Московское укрепилось (16 век) и после присоединения к нему в 1552 году Казани и в 1556 году Астрахани Волга становится главным торговым путем, открыв возможность осуществлять торговлю между странами Европы и Азии.
В 16 веке были освоены торговые пути для сотрудничества с Европой через Северную Двину, а в конце 16 века русские начали продвигаться в Сибирь, осваивая Урал, Иртыш, Обь.
Петр Первый занимает особое место в истории русского флота как личность, внесшая большой вклад в его развитие. Возникли прочные экономически связи с районами таких морей как Балтийское, Азовское и Черное.
В дальнейшем можно выделить такие этапы:
• 1703-1709 гг. – создание Вышневолоцкой шлюзованной системы.
• 1810 г. - трасса Шексна - Ковжа - Вытегра и Молога - Тихвинка.
• 1828 г. - появление Северо-Двинского водного пути.
• 1840 г. - возведение плотины “бейшлот” для достижения необходимых глубин Твери до Рыбинска.
Отдельно стоит сказать о русском механике-самоучке И. П. Кулибин, которым был предложен метод использования течения реки для вращения бортовых колес. Приспособление было названо водоходом Кулибина, но большого распространения не получило, так как в России вовсю использовался труд бурлаков.
В 1807 году была изобретена паровая машина, ставшая основой для появления пароходов.
Первые пароходы России:
• 1815 г. - “Елизавета”, пассажирская линия Петербург -Кронштадт.
• 1817 г. - буксирные пароходы (два) на Каме.
• 1841 г. - еще один пароход.
• 1843 г. – основание пароходнго общества "По Волге", заказ мощных пароходов за границей.
• 1846 г. - паровое судоходство начинает неуклонно развиваться.
• 1868 г. - в России 646 пароходов.
• 1913 г. - в России существует крупный речной флот, 4600 самоходных судов.