Царствование Петра I не могло не отразиться на волжском судоходстве и судостроении. Любимым детищем Петра был флот, в создание которого он вложил весь свой недюжинный ум и огромную энергию, пройдя лично практическую школу судостроения с простого рабочего-плотника до корабельного мастера-инженера. Петр I повел решительную борьбу за улучшение качества речных судов и сохранение лесных богатств России. В 1714-1715 годах Петр I издал ряд указов о запрещении строительства топорных староманерных судов, предлагая строить новоманерные суда. Петр I, основав в 1703 году Санкт-Петербург, сегодняшний главный город на маршрутах речных круизов, и открыв Вышневолоцкую систему каналов, дал выход волжским грузам в Балтийское море и обширный потребительский рынок в лице вновь основанной столицы.
В 1709 году было повелено строить морские суда, чтобы они годились как на реке, так и на море. Петр пытался ввести в России строительство некоторых западноевропейских типов судов без всякого изменения или приспособления их к условиям плавания по рекам. Так в России, в том числе и на Волге, появились гальоты, шмаки, тялки и целый ряд других судов, большинство которых не нашли применения на реках, а некоторые послужили лишь канвой для собственных типов судов. Из отечественных типов предписывалось строить усовершенствованные коломенки, новые романовки и расшивы. Кроме озерных лодок в петровский период появились заимствованные с запада морские лодки и палубные боты. Строились они больше на реках Свири и Сяси и плавали преимущественно по Онеге, Ладоге и Финскому заливу, заходя иногда и на верхнюю Волгу. Это были палубные круглодонные суда различной величины, с килем, мачтой и парусами грузоподъемностью - большие до 10000 пудов, малые до 6000.