Первые суда типично барочной постройки появились на верхней Волге, главной артерии речного круиза в Астрахань, и Вышневолоцкой системе. Вскоре появляется на Волге и термин барка, обозначающий наиболее распространенные в XVII веке дощатые суда. Особую роль они сыграли на Вышневолоцком водном пути, где движение совершалось только в одном направлении к Петербургу, по прибытии в который барки шли на разборку. Конструкция барок совершенствовалась, и вскоре они стали основой деревянного флота.
Гусяны, получившие название от реки Гусь, небольшого окского притока, плоскодонные беспалубные и низкобортные суда; в прежнее время были самыми распространенными в мелководном окском бассейне. На них пере¬возились разнообразные грузы, шедшие на нижегородскую ярмарку и обратно из Нижнего в Москву и приокские города, причем вверх по Оке гусяны шли обычно конной тягой. Сплавным грузом чаще всего бывали дрова и камень, а обратным зерновой хлеб, железо, соль, рыба. Беляны занимали особое место среди волжского флота, который сегодня столь известен благодаря речному круизу. Строились они на притоках Волги и использовались для одноразовой перевозки лесных грузов. Грузоподъемность белян достигала 9000 тонн при длине 106 метров, ширине 26 метров и осадке до 4,6 метра. Корпуса белян делались из лучшего леса, не смолились; отсюда нежное и чистое название; кстати, те теплоходы, что совершают сегодня речные круизы по России, тоже окрашены в белый цвет.
Ходили беляны только в половодье, самосплавом, вниз по течению реки. По прибытии в место назначения беляна ставилась к берегу и после окончания паводка там обсыхала. А затем корпус беляны полностью разбирался на пиломатериалы.