Одним из транспортных судов был легкий шитик. У него обшивочные доски прошивались между собой распаренной вицей или жгутами, сделанными из мочала или кожи. Шитики приводились в движение веслами или ветром, в отличие от сегодняшних теплоходов, которые работают на круизах в Астрахань. Был на судне и кубрик для команды, а над средней частью судна устанавливали крышу для защиты груза от непогоды. Шитики, ладьи, струги были судами IX—XVI веков. В XIV веке в России появляется новый термин — ушкуй. Людей, ходивших на таких судах, называли ушкуйниками. С течением времени суда этого названия получили широкую, но печальную известность разбойничьих судов, на которых совершали свои набеги новгородские повольники. Новгородские ушкуйники ходили на своих судах не только по рекам сравнительно незначительной глубины, но и по всей великой многоводной Волге и даже по Балтийскому морю, «наводя страх на морские побережья Булгара и Золотой Орды». В 1320 году некий новгородец Лука ходил в ушкуях на Мурман, а в 1339 году ушкуйники воевали шведскую корелу; в 1349 году ходили набегом на берега Норвегии. Не только на мелких и легких челноках, но даже и на стругах, такие отдаленные путешествия по морю были, конечно, совершенно невозможны.
Характер русских рек, мелководность их притоков, многоводье озер, пороги, частые переволоки на водоразделах — все это определило конструкцию и устройство судов на Руси, заложивших основу существующим сегодня речным круизам.