Царствование Екатерины II может быть по справедливости названо новой эрой в истории развития судоходства и отношения к нему правительства. Венцом Екатерининских забот о судоходстве было издание в 1781 году Устава купеческого водоходства, представляющего целый кодекс законов и составленного чрезвычайно внимательно, с большим знанием дела. Устав лег в основу всего нашего последующего законодательства о судопромышленности, которое, в том числе, регулирует сферу речных круизов по России. Стихийное и регулируемое почти исключительно одной личной инициативой и обычаем, судоходство и судостроение было, наконец, введено в рамки закона и права.
Екатерина II перенесла вопрос о совершенствовании судостроения в более действенную экономическую область. Учитывая опыт Петра I, на которого она вообще любила ссылаться, императрица не действовала на судопромышленников мерами принуждения: вот уже действительно есть чему у нее поучиться нынешним государственным регуляторам, регламентирующим деятельность операторов речных круизов. Велось судостроение и на Каме, особенно в ее верховьях и на притоках. Развитие горного дела и соляных промыслов, а также разработка лесных массивов потребовали сотни судов, которые ежегодно сооружались на судостроительных площадках по берегам Камы, Вишеры, Чусовой, Вятки, Белой и сплавлялись с грузом на Волгу. С древних времен занимались судостроением на Северной Двине, в верховьях Днепра, Припяти, Березины. Как признанные судостроители славились новгородцы. Судостроительные площадки были также на Онеге, Мезени и на всех реках Сибири.