С развитием теплоходов судостроительная деятельность в России развернулась еще шире, чем в предыдущие периоды. Кроме многочисленных пунктов деревянного судостроения, появился целый ряд специальных заводов и мастерских различной величины и оборудования по постройке, сборке и ремонту железных теплоходов, в частности пароходов и их отдельных частей. Кроме того, железным судостроением занялись и механические заводы, возникшие ранее. Железное судостроение - и паровое и непаровое - сосредоточилось преимущественно в городах. На первом месте стоял Нижний Новгород, нынешняя столица речных круизов по Волге, и его район, в котором расположился целый ряд заводов и судоремонтных мастерских во главе со старейшим и крупнейшим на Волге Сормовским заводом. По данным И. А. Шубина, в последние перед революцией годы завод имел множество отделов, среди которых был машиностроительный отдел, изготавливающий паровые машины разных систем, а также части машин - валы, кривошипы, зубчатые колеса, и вспомогательные механизмы - паровые брашпили, шпили, лебедки и многое другое. Судостроительный отдел производил железные корпуса всякого рода судов: пароходов, морских шхун, землечерпальных снарядов. А котельный, резервуарный и мостовой отделы производили паровые котлы, нефтяные резервуары и даже железнодорожные мосты.
Сегодня «Волжское пароходство», базирующееся в Нижнем Новгороде, является крупнейшим центром круизов в России. Именно здесь сконцентрирована большая часть всех пассажирских теплоходов, которые каждую весну отправляются по портам, чтобы начать оттуда речные круизы из Москвы в Астрахань, из Санкт-Петербурга на Валаам и многие другие.