Строительством теплоходов и судоремонтом занималось большое число предприятий, среди которых, кроме Сормовского завода, были Коломенский, Ижорский и другие заводы.
Завод Колчиных, позднее известный под названием «Курбатовский», строил теплоходы для Волги, а также и для рек Западной Сибири. Череповецкий завод Милютина выпускал, кроме пароходов, шхуны для заграничного плавания по Балтийскому морю. Многочисленные судостроительные, механические и судоремонтные заводы были расположены в Казани, Самаре, Саратове, Астрахани – там, где сегодня сконцентрирована большая часть пассажирских теплоходов; именно эти города являются крупнейшими в России центрами круизного туризма и речных круизов.
Судостроительные заводы работали в каждом бассейне. Но помимо них, был целый ряд мелких судоремонтных мастерских, содержимых в большинстве разными пароходными предприятиями и ведомством путей сообщения «для нужд казенного судового каравана».
Развитие судоходства и строительства теплоходов в России было тесно связано и с развитием портов и пристаней. Увеличивались перевозки грузов - следовательно, укрупнялись порты, более совершенной становилась техника. Но первоначально погрузка и разгрузка в портах выполнялась с помощью одних «естественных средств» человека - рук, спины и плеча. В зависимости от выполняемой в порту работы грузчики получали очень точные и меткие характеристики, которые определяли их квалификацию: «крючник» или «горбач», «каталь» или «тачечник». Работали в порту «наливалы», «отмерялы», «ушивалы». Работа грузчиков была зачастую не менее тяжелой, чем работа бурлаков. Развитие в конце прошлого и начале нынешнего века судостроительных, судоремонтных и механических заводов изменило и технику в портах круизов по рекам. Появились разгрузочные механизмы - лебедки, краны, вороты, тали и другие устройства. А, кроме того, для увеличения протяженности причалов и пристаней все в больших масштабах стали применяться землечерпальные и дноуглубительные снаряды. На пороге был новый период истории речного флота и речных круизов России - период после национализации флота.