Выдающимся событием в истории судоходства стало появление теплоходов. В 1903 году Сормовский завод по заказу фирмы Нобель построил первый в мире теплоход «Вандал», а в 1904 - второй такой же теплоход «Сармат», грузоподъемностью по 760 тонн, предназначенные для перевозки нефтепродуктов.
«Вандал» и «Сармат» были первыми в мире не только теплоходами, но и дизель-электроходами. Установленные на них двигатели внутреннего сгорания по 360 л.с. каждый были нереверсивными.
Главное преимущество нового двигателя перед паровыми машинами заключалось в значительно меньшем потреблении топлива, экономия которого выражалась минимум в 60 процентах, а в отдельных случаях достигала 200 и даже 300 процентов. Кроме того, двигатель был намного меньше паровых машин и освобождал лишнее место для груза или помещений для пассажиров и команды. Вскоре стали строить колесные теплоходы. В 1907 году был построен колесный буксирный теплоход «Коломенский дизель», затем переименованный в «Мысль» (акционерное общество «Океан»).
Наибольшее развитие теплоходостроение получило в 1907 - 1913 годах. Акционерное общество «Кавказ и Меркурий» заказало Коломенскому заводу целую серию (в 11 единиц) винтовых пассажирских теплоходов. Первый из этой серии, построенный в 1911 году, получил название «Бородино». Его мощность была уже 1200 л.с. С открытием пассажирской линии круизов Нижний Новгород - Астрахань общества «Кавказ и Меркурий» поток пассажиров устремился на эти туры на теплоходе.