С распространением пароходства нужда в хорошо подготовленном не только практически, но и теоретически, судоходно-техническом персонале ощущалась все больше и больше, тем более что эра речных круизов и туров на теплоходе была уже не за горами. Естественно, возникала мысль о создании специальных учебных заведений для теоретической подготовки лиц к обслуживанию речного парового флота. Высказанная впервые министром путей сообщения К.Н. Посьетом, она была быстро подхвачена генералом Барановым, который еще в 1885 году предложил нижегородским судовладельцам и биржевикам открыть в Нижнем Новгороде речное училище. Кстати, сегодня через это училище проходит практически весь экипаж нижегородских теплоходов, отправляющихся в круиз, в том числе и из Москвы и не только.
Официальное открытие Нижегородского речного училища состоялось 18 октября 1887 года. По уставу училище имело целью «сообщение озерным и речным судоходам и пароходным механикам научных сведений, необходимых для улучшения их практической деятельности». Училище находилось в ведении Министерства путей сообщения и содержалось «на средства, получаемые от добровольных пожертвований» (как жаль, что подобная практика при подготовке экипажей круизных теплоходов сегодня не применяется). К занятиям в нем допускались «лица из русских подданных не менее 16 лет, служащие или служившие на речных судах и представившие свидетельства об окончании курса в 3-классных уездных училищах Министерства народного образования или других, равных им по объему учебного курса заведениях», причем лица, не имеющие означенных свидетельств, должны были подвергаться испытанию по программам означенных заведений. Училище состояло из двух классов с годичным курсом. В каждом классе планировалось два отделения: шкиперское и пароходных механиков.