В начале XIX века на Волге появились коноводные машины, которые двигались с использованием лошадей. Конечно, представить себе круизный теплоход, совершающий речной тур по Волге с помощью конной тяги, весьма сложно. Изобретение этого способа судоходства принадлежит французскому инженеру Жану-Батисту Пуадбару, служившему в России на заводах Всеволожского. Привилегия на изобретение и преимущественное право использования было выдано Пуадбару 29 мая 1814 года.
В 1816 году крепостной графа Шереметева из села Кадницы на Волге Михаиле Сутырин построил коноводную машину особой конструкции, которая требовала меньше людей и лошадей, была проще и стоила в 10 раз дешевле машины Пуадбара. Сенатским указом от 10 сентября 1819 года Михаиле Сутырину была выдана привилегия на его изобретение. Коноводные машины Сутырина значительно отличались от машин Пуадбара, на которых кони ходили вокруг шкива, а у Сутырина они стояли на месте и переступали ногами, приводя в движение (вращение) подвижной круг-помост, на котором находились. Лошади при этом менее уставали и во время работы могли даже подкармливаться овсом и сеном: довольно сложно сегодня представить себе подобную картину на палубе речного теплохода, который идет в речной круиз по Волге. В начале прошлого века коноводные машины были лучшим средством перевозки грузов и круизов по реке.
В 1816 году на Волге плавало 36 коноводных машин, а в 1846 - 200 машин. Увеличение грузоподъемности (до 300 тысяч пудов при буксировке груза) являлось первым и наиболее важным преимуществом коноводных машин перед другими судами своего времени, двигавшимися ручной тягой. Вторым преимуществом была сравнительная скорость движения, до 20 верст в сутки - в два раза быстрее, чем скорость судов за бечевой. И, несомненно, важнейшим достоинством коноводок было огромное сокращение рабочей силы. Появление конно-машинных судов несколько опередило во времени появление пароходов и теплоходов. В истории речного судоходства их роль была невелика, но это был огромный шаг вперед в технике судоходства.