Это судно доведено до наивозможнейшей исправности. Так что если такие произведутся на Волге вместо обыкновенных судов, то могут приносить они казне около полумиллиона рублей каждое лето. И. П. Кулибин С развитием судоходства и судостроения возник вопрос об увеличении размеров судов, что возможно было лишь до определенных пределов, так как большие суда становились непосильными для бурлацкой тяги. Именно тогда появились первые предпосылки к возникновению речных круизов в России и туров на теплоходах. Нужно было изыскивать более совершенные и дешевые двигатели для судов. Первой попыткой в России было изобретение известным механиком-самоучкой Иваном Петровичем Кулибиным "водохода" или "теплохода". Сущность устройства машины заключалась в следующем: на судне устанавливался вал с колесами, имеющими вертикально расположенные сквозные рамы, которые могли свободно закрываться деревянными лопастями. Когда рама опускалась в воду, течение реки механически закрывало ее лопастями и тем самым заставляло вращаться колесо и вал. На нем закреплялся один конец каната, а другой конец, с якорем, завозился вперед судна и закидывался в реку. При перевёртывании вала канат навивался на него, и судно механически подтягивалось к закинутому якорю.
В ноябре 1782 года на реке Неве на глазах императрицы Екатерины II было проведено испытание судна. Нагруженное четырьмя тысячами пудов балласта, оно двигалось вверх по реке против сильного ветра и высоких волн с такой скоростью, что двухвесельный ялик едва мог за ним поспевать. Однако сам изобретатель остался недоволен своей машиной и принялся за ее усовершенствование. Через 22 года в Нижнем Новгороде при большом стечении народа было проведено испытание улучшенного варианта водоходного судна Кулибина. Оно было признано ценным, однако по целому ряду причин не было внедрено в практику судоходства. Возможно, отнесись современники к изобретению более внимательно, время господства речного круиза по Волге в России наступило бы раньше. Чертежи третьего и последнего машинного судна Кулибин разработал настолько детально, что по ним можно осуществить модель его изобретения. Следует особо подчеркнуть чрезвычайную продуманность как отдельных деталей, так и всего устройства в целом. С технической точки зрения суда Кулибина с успехом могли быть допущены в эксплуатацию.