Пятидесятые годы девятнадцатого столетия были периодом расцвета пароходного дела и круизов на Волге. В эти годы значительно увеличился флот уже существовавших обществ – аналогов современных операторов речных круизов по Волге. В 1849 году учреждается пароходное общество «Меркурий». Его устав гласил: «Общество срочного пароходства по Волге, Оке, Каме и их притокам учреждается для усиления как пароходного сообщения по этим рекам, так и для буксирования по оным грузов посредством пароходов дешевейшего, по возможности, устройства и мелкой посадки» - чем не девиз для современной компании, занимающейся организацией круизов по рекам.
В 1854 году, через год после организации пассажирского пароходного общества «Самолет», возникло буксирное и кабестанное «Камско-Волжское пароходное общество» с основным капиталом в 819 тысяч рублей. В том же 1854 году учреждается «Общество пароходства по рекам Волге и Шексне с притоками» под фирмою «Польза» с правлением в Петербурге, имевшее к 1860 году 6 буксирных и 4 пассажирских парохода - аналог теперешних круизных теплоходов. В 1856 году появилось пассажирское пароходное общество «Русалка». А затем в 1858 году возникают пассажирская и буксирная компания «Дружина» с капиталом в 1 миллион рублей, пароходное товарищество «Нептун» - для перевозки товаров и пассажиров в круизе по рекам Волге, Каме и Шексне, буксирное и кабестанное пароходное общество «Вулкан» и многие другие. В 1858 году путем слияния пароходного общества «Меркурий» с вновь открытым обществом пароходства и торговли по Каспийскому морю «Кавказ2 было образовано соединенное общество „Кавказ и Меркурий" с капиталом 4 миллиона 500 тысяч рублей.
В начале 70 годов прошлого столетия только в Волжском бассейне имелось 369 пароходов, общей мощностью 34 тыс. л.с. Среди них 248 пароходов принадлежало акционерным обществам и только 121 – отдельным судовладельцам.