Отношение населения к новым судам было отрицательное, а нередко и резко враждебное. Первым впечатлением в широких народных массах был темный и жуткий страх перед непонятным явлением и необъяснимой силой, двигавшей судами, которую невежественные люди считали "нечистой", приписывая ее дьяволу - согласитесь, сегодняшнему поклоннику теплоходов и туров на теплоходах довольно сложно представить себе подобную ситуацию. Завидев "чертову расшиву", - как окрестил простой народ первые пароходы, - население разбегалось с улиц и пряталось во дворах и на гумнах, выглядывая оттуда украдкой в щели стен и заборов, читая молитвы и отплевываясь троекратно от "нечистой силы" при приближении парохода. Сегодня что-то подобное можно увидеть лишь во время проведения Дня Нептуна, который обычно проходит в середине речного круиза Москва - Санкт-Петербург.
Были даже случаи, засвидетельствованные в свое время показаниями очевидцев, когда не только в глухих деревнях, но даже и в крупных селах служили молебны о том, чтобы бог погубил "большого черта", идущего в круизе по Волге, и очистил бы оскверняемую им воду реки, с каковою целью даже выходили с образами на берег Волги и святили речную воду. Весной 1846 года вступил в работу построенный в Роттердаме пароход в 250 лошадиных сил под названием «Волга». Это было большое судно с железным корпусом и огромными боковыми колесами. Пароход забуксировал в Самаре две барки с пшеницей в 2500 тонн и довел свой караван до Рыбинска за 21 день. Скорость хода против течения была 5 верст в час (кстати, максимальная скорость круизных пассажирских теплоходов сегодня - не более 24 километров в час). Чистая прибыль "Волги" в первую навигацию составила 13 тысяч рублей. В 1848 году из Голландии прибыли еще два парохода, названные за их большую мощность - до 400 л.с. - что крайне мало по сравнению с современными теплоходами, на которых можно отправиться в круиз по Волге, - "Геркулес" и "Самсон".
В середине XIX века пароходостроение начало бурно развиваться.