В середине XIX века судостроение в России переживало переходную стадию. Бурно развивалась промышленность, увеличивалось городское население по берегам рек. Перевозки пассажиров (почти, что речные круизы) на буксирах, в баржах, баркасах и на случайных судах уже не удовлетворяли растущих потребностей. Поэтому в 1853 году организовалось специальное пассажирское пароходное общество «Самолет» - первый аналог нынешних операторов речных круизов по рекам и озерам России. Это общество заказало в Бельгии несколько товаро-пассажирских пароходов мощностью по 50 л.с. - «Ундина», «Бывалый», «Резвый», «Казань» и другие. Сборка их производилась в Твери, где были организованы мастерские. Пароходы имели длину 47 метров, железные корпуса, по бокам - большие гребные колеса, две высокие железные трубы. Кстати, колесные пассажирские теплоходы, предназначенные для совершения круизов по мелким рекам, стоятся и сегодня. Построек на палубе было очень мало - несколько боковых кают и капитанский мостик, прикрытый крышей. Помещения для пассажиров I (аналог нынешней каюты Люкс на круизном теплоходе) и II классов устраивались в корпусе, оборудованном мягкими диванами в два яруса, но отдельных кают не было, а в каждом классе была одна общая мужская и одна общая женская каюты. Пассажиров III класса с багажом перевозили на палубе под открытым небом (сегодня подобное в круизе сложно себе представить).
Такое путешествие по Волге трудно было признать удобным, однако это было все же лучшим способом передвижения по реке в сравнении с тем, что было раньше. В 1854 году была открыта пассажирская линия Тверь-Рыбинск, которую в дальнейшем продолжили как круиз до Ярославля. В 1857 году товарищество «Самолет» распространило свою деятельность до Казани, в 1858 году - до Перми, в 1859 году - до Саратова, а в 1861 году - по Оке до Елатьмы. В 60-е годы девятнадцатого столетия пароходное общество «Самолет» уже не являлось монопольным пассажирским пароходством не только на Волге, но и на Каме и Оке. Появилось пассажирское пароходное общество «Русалка», пассажирская и буксирная компания «Дружина» и другие пароходные пассажирские предприятия – их общее число вполне сопоставимо с нынешним числом российских операторов речных круизов.