Круиз на теплоходе «Михаил Фрунзе» состоялся с 21.08.19. по 25.08.19. по маршруту Нижний Новгород — Казань — Нижний Новгород, и я была счастливым участником этого круиза.
С 2009 года я уже несколько раз путешествовала по Волге. Но никогда не писала отзывов об этом. Огромное наслаждение любоваться самим видом таких разных берегов Волги — обрывистых, покрытых, как будто, непроходимыми, дремучими лесами, и пологих, совершенно безлесых, просматривающихся далеко-далеко, кажется, даже необжитых, встречи с другими городами, где, скорее всего, я и не побывала бы, не будь круиза по Волге. Но после путешествия отзывов не писала, возможно, потому, что, несмотря на главную радость, несмотря на всё это, общее впечатление дополнялось каким-нибудь маленьким или не очень маленьким «хотя…». Об этих «хотя…» не хотелось вспоминать, но они, так или иначе, вклинивались в мои рассказы о путешествии близким людям. Ну и я не смогла бы в отзыве на сайте Водохода счастливо расписывать плюсы и умолчать о минусах. А снова вспоминать о ложке дёгтя было неприятно. Я всегда говорила себе, что не может быть ничего идеального, надо допустить, что если плюсов больше, чем минусов, то уже и хорошо.
Но вот путешествие на теплоходе «Михаил Фрунзе» опровергло мою примиренческую теорию. Может! Может быть идеально! Может быть идеальным теплоход, сверкающий чистотой и порядком везде: на всех палубах, в каюте, в ресторане. С самого утра палубу со всеми выступающими частями драют, чистят. Я видела, как специальный человек проходит вдоль окон, протирая их, там, где, очевидно, замечено было что-то, нарушающее прозрачность. Все работники теплохода — спокойные, доброжелательные, внимательные люди. А ведь они в работе, где свои проблемы, у всех есть личные поводы быть не в настроении. Тем не менее, к любому обратишься и встретишь полное внимание и старание помочь, объяснить, проводить, если нужно. В моей одноместной каюте всё «с иголочки»: уютный диван с новым бельём, на столе бутылка воды, тихо работающий кондиционер. Санузел тоже в полном порядке. Порядок и чистота поддерживался на протяжении всего круиза. Возвращаюсь с экскурсии — вижу аккуратно поправленное покрывало на постели (я его, уходя, лишь небрежно набросила на постель), на подушке свежее полотенце. Приятно.
Организация экскурсий выше всяких похвал. Очень хорошо организовано распределение туристов по группам. Автобусы удобные, с кондиционерами, что в жаркие дни, которые как подарок судьбы выпали нам в этом путешествии, было очень существенно. Автобусы и экскурсоводы своевременно ожидали нас. Директор круиза всегда следила за процессом, может быть, потому и сбоев никаких не было. Экскурсоводы по тем местам, где нам посчастливилось побывать — в Макарьево, Чебоксарах, Булгаре, Казани, рассказывали очень много интересного, нового для меня (это побудило меня по возвращении домой более углублённо почитать об узнанных фактах). Жаль, конечно, что в Свияжске мне не повезло с экскурсоводом, впечатление от Свияжска смазано. Но в других группах экскурсоводы были, говорят, хорошие.
И очень существенная часть круиза: питание. То, что можно прочесть на сайте в качестве характеристики предоставляемых услуг: «трёхразовое питание», абсолютно не отражает сущности этой услуги. Это может быть то, что на форуме утешительно обещают: «голодными не останетесь», а может оказаться истинным праздником три раза в день в достойном ресторане. Для кого-то, может быть, такая жизнь — привычная рутина, а вот для меня и моих соседей по столу это стало праздником длиною в пять полноценных дней. В обычной жизни мы не посещаем ресторанов в будни. Дома же готовим определённые блюда, вкусные, по нашим понятиям, но довольно ограниченным ассортиментом.
Я не могла удержаться от желания сфотографировать, чтобы запечатлеть всё-всё в памяти, в том числе и изысканные блюда в ресторане, ведь они не повторялись — фантазия кулинаров просто не имела границ! Всё было таким вкусным — и салаты, и первые блюда, и вторые (мясо, рыба, гарниры — приготовленные первоклассно, оформленные как произведения искусства), что невозможно было оставить недоеденным, хотя бы крошку. А десерты вообще вне конкуренции. В те жаркие дни, что нам на удачу выпали в круизе, очень радовало мороженое. А кондитеры ещё придумали сочетание пирожного с мороженым в середине.
Каждый раз у входа нас приветливо встречали работники ресторана, как радушные хозяева долгожданных гостей. Официанты всегда работали чётко, никогда мы не маялись в ожидании. Незаметно и ненавязчиво убиралась использованная посуда, и почти сразу, едва мы с соседями за столом успевали обменяться кое-какими впечатлениями, на освободившемся месте стола появлялось следующее блюдо. Казалось бы, утомительная работа официанта могла бы и не располагать к выполнению дополнительных просьб посетителей. Но они были так же внимательны и с готовностью откликались на просьбу.
А прощальный капитанский ужин вообще поразил изысканностью во всём: в подарочных дополнительных угощениях «от капитана», в праздничном особом оформлении столов и блюд, в общей атмосфере дружелюбия. С таким теплоходом, с такой командой, с такими людьми хочется встречаться ещё и ещё.